Информационный портал!

Духовная жизнь в 30 е годы таблица

Открытый урок "Свет и тени духовной жизни советского общества 30-х гг. XX века" по истории России 11-й класс Открытый урок "Свет и тени духовной жизни советского общества 30-х гг. XX века" по духовная жизнь в 30 е годы таблица России 11-й классучитель истории Разделы: первый слайд презентации — название темы Эпиграф: «Мы живем, под собою не чуя страны …». Цель урока: дать возможность высказаться учащимся в самостоятельном определении цели урока, в определении проблемы учебной темы Дать представление о крутом повороте в политике советского руководства по отношению к культуре, сутью которого являлось ее огосударствление. Развивать у учащихся критическое мышление в оценке противоречивых явлений советской действительности в 1930-е гг. Воспитывать чувство сопричастности и толерантности к сложным и неоднозначным периодам отечественной истории. Звучит песня «Широка страна моя родная» несколько слайдов сопровождают первый куплет песни Ход урока Вопросы: Испытываете ли вы некий душевный подъем, слушая музыку и слова песни? Если «да» — поднимите листочек красного цвета, если «нет» духовная жизнь в 30 е годы таблица синего! Учитель: Поздравляю, вы стали «жертвой» идеологической обработки с помощью песенного искусства. Призываю вас помнить об этом в процессе сегодняшнего разговора о духовной жизни наших с вами предшествующих поколений. Случалось ли вам сталкиваться с мнением старших о том, что в прежние времена все было иначе: и люди целеустремленнее, и молодежь сознательнее, искусство нравственнее? С чем вы это связываете? Предполагаемый ответ — роль идеологии. Учитель: Это понимал и Сталин! В собрании сочинений Сталина демонстрирует пару томов из собрания сочинений Сталина есть любопытное письмо, опубликованное в «Рабочей газете» от 21 января 1925 г. Ознакомимся с текстом : «Рабочей газете» «Помните, любите, изучайте Ильича, нашего учителя, нашего вождя. Боритесь и побеждайте врагов, внутренних и внешних, — по Ильичу. Стройте новую жизнь, новый быт, новую культуру, — по Ильичу. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое, — и в этом один из важных заветов Ильича». Вопросы: Каким понятием мы должны руководствоваться при рассмотрении учебной темы? Предполагаемый ответ — культурная революция, культурное строительство. На доске помещается термин «культурная революция». Каково общее содержание данного понятия, на ваш взгляд? А что, конкретно, дополняет понятие «культурной революции» применительно к 30-ым гг. Предполагаемый ответ — повышение образовательного уровня, приобщение к достижениям культуры, торжество марксистско-ленинского учения. «Культурная революция» или «Революция в культуре» все пункты плана отражаются на слайдах Учитель: На рубеже 20 - 30-х гг. Определяющей линией становится ее огосударствление. Только в 1928 — 1934 гг. ЦК опубликовал около 60 постановлений, охватывающих практически все области культурного строительства. Задание: Перед вами на партах «Рабочий лист ученика. Выполните первое типовое задание ЕГЭ на соотнесение характерных признаков событий и явлений. Духовная жизнь в 30 е годы таблица Что из перечисленного ниже относится к целям «культурной революции» в СССР 1930-х г. Воспитание человека нового советского общества Переход ко всеобщему высшему образованию Распространение православия Воспитание уважения к традициям русской культуры Определяется цель «культурной революции»: духовная жизнь в 30 е годы таблица человека нового советского общества. Проводится самопроверка: ученики выставляют балл рядом с ответом. Вопрос: Из курса истории нам известно о грандиозных масштабах социалистической индустриализации и коллективизации. Предположите, какова могла быть основная задача культурной революции в области формирования сознания советских людей. Предполагаемый ответ — формирование у людей такого типа сознания, которое заставляет их в важнейшие для общества ситуации поступать одинаково и так, как это надо тоталитарной власти. Учитель: В действенности идеологических способов воздействия на сознание людей мы убедились сами в начале урока, когда слушали песню «Широка страна моя родная». Об основном методе идеологической обработки людей сказано в постановлении Академии наук 1936 г. Перед вами текст постановления: «Мы решим стоящую перед нами задачу единственным научным методом — методом Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина» Текст постановления размещается на слайде. Задание: Оцените суть данного постановления с помощью известной нам методики «Шестьшляп мышления» Эдварда де Боно крупнейшего специалиста в области творческого и концептуального мышления, доктора медицины и психологии, руководителя Центра по изучению мышления Оксфордского университет. Учитель напоминает суть оценочной деятельности учащихся по данной методике. Белая шляпа — Информация. Вопросы: Какой мы обладаем информацией? Красная шляпа — Духовная жизнь в 30 е годы таблица. Интуиция, чувства и предчувствия. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Черная шляпа — Осторожность. Желтая шляпа — Логика и позитивный взгляд на вещи. Почему это стоит делать? Почему это стоит сделать? Зеленая шляпа — Творчество. На этом этапе думают только о возможностях, которые потом надо будет развивать и проверять. Духовная жизнь в 30 е годы таблица шляпа — мыслительный процесс. Что нужно сделать дальше? Учитель: Логика укрепления власти нуждалась во внешних признаках стабильности. Ей были совершенно не нужны дестабилизирующие революционные, авангардистские изыски в сфере культуры. Смена ориентиров в духовной жизни связана духовная жизнь в 30 е годы таблица отставкой с поста наркома просвещения образованного Луначарского и назначением на этот пост «солдата партии» Сферами воздействия на сознание остаются школа, литература, искусство, средства массовой информации и даже наука. «Наука идеология» или «Идеология в науке». Вопросы: Выскажите свое мнение о правомерности данной формулировки пункта. Допустимо ли, на ваш взгляд, их взаимодействие? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить фактическую ликвидацию таких наук как: педология наука о детях, изучающая ребенка в совокупности его психических, анатомо-физиологических, биологических и социологических качествгенетика, социология, психоанализ? Предполагаемый ответ — не укладывались в модель сталинской идеологии! Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. По его выражению она должна была стать «грозным оружием в борьбе за социализм». Чем вы объясняете его позицию? Предполагаемый ответ: — Контроль за историей означал контроль за памятью народа. Сталин нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал советский патриотизм Учитель: В 1938 г. Он стал нормативной книгой для всей системы просвещения. Одним из главных принципов руководства художественным процессом становится принцип партийности Термин на доске. Творческий поиск должен определяться установками партии идеями марксизма. Перед вами три тома «Лекций по истории КПСС», изданных на основе «Краткого курса». Обратимся к конкретному примеру: Стр. «Царская Россия была тюрьмой народов. Духовная жизнь в 30 е годы таблица народы, составлявшие более половины населения страны, подвергались еще более тяжелому гнету, чем русские рабочие и крестьяне … Страна была покрыта густой сетью церквей, монастырей, дурманивших сознание народа, духовная жизнь в 30 е годы таблица покорность царским властям и своей тяжелой доле …» Стр. «Коренные социально - экономические изменения привели к изменениям и в облике народов, населяющих страну. По своей духовной сущности и политическим устремлениям они являются новым типом наций, сплоченным нерушимой дружбой, проникнутых идеологией социалистического интернационализма» Выслушиваем мнения учеников. Задание: Обратимся к «Рабочему листу ученика». Выполните второе типовое задание ЕГЭ на поиск информации по источнику. Б Прочтите отрывок из документа и укажите период, к которому относится упомянутое в нем событие: «Выход в свет «Краткого курса истории ВКП б » являлся крупным событием в жизни большевистской партии. С появлением «Краткого курса» партия получила новое мощное оружие большевизма, энциклопедию основных знаний в области марксизма-ленинизма» 1920 г. Вопросы: Известно, что в 30-е гг. Дайте оценку этому явлению. Используйте, по возможности, методику «Шесть шляп мышления» Эдварда де Бонэ. Считаете ли вы, учитывая их огромное патриотическое воздействие на сознание советских людей в условиях предвоенного десятилетия, правомерной политику партийного руководства в своеобразной подаче исторической информации? Может ли быть это оправданным? Задание: Историческая тематика стала любимым детищем литературы и кинематографа. Обратимся к «Рабочему листу ученика» и выполним третье типовое задание ЕГЭ по документу. В Прочитайте отрывок из документа и кратко ответьте на вопросы С1 и С2. Луначарского в Оргкомитет Союза советских писателей. «Представьте себе, что строится дом и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм — а крыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом — вы скажете правду: но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится… Человек, который не понимает развития, никогда правды не духовная жизнь в 30 е годы таблица, потому что правда — она не похожа на себя самое … правда — это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а тот кто не видит ее так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник, фальсификатор …». Как называется описываемый в тексте художественный метод литературы искусства? Ответ — социалистический реализм. Какую должность в Советском государстве занимал автор письма? Ответ : нарком просвещения. В чем состоит суть этого метода? Назовите не менее трех особенностей данного метода. Предполагаемый ответ: пропаганда идеалов социализма, восхваление партии и народа на фронтах индустриализации и коллективизации, критика чуждого советскому народу буржуазного образа жизни. Учитель: Метод социалистического реализма стал творческой программой советских литераторов. Появляются произведения-однодневки, напоминающие скорее передовые статьи в газетах. И тем не менее литература 1930-х гг. Огромный вклад в создание социально-психологического феномена внес и кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. Причем, советский кинематограф художественный и документальный не имел такого опыта как русская литература, театр, живопись. Он рождался вместе с революцией имел ошеломляющее воздействие на массовое сознание. В этом, пожалуй, и состоит сам феномен явления. Согласны ли вы с этим? Задание: Перед вами перечень крупнейших произведений литературного и кинематографического творчества текст сопровождается показом слайдов. Дайте свою оценку произведениям, исходя из их названия. На какие размышления вас это наводит? Какие последствия их воздействия на сознание масс возможно спрогнозировать? Какие из данных произведений знакомы вам лично? Ваше мнение о них? Перечень перед учениками в «Рабочем листе». Шолохов «Поднятая целина» Островский «Как закалялась сталь» Экк «Путевка в жизнь» Александров «Веселые ребята» Ромм «Ленин в Октябре» III. «Нам песня строить и жить помогает». Учитель: Музыкальная жизнь связана 30-х гг. Дунаевского текст сопровождается слайдами. Судьба «серьезной» музыки связана с постулатом Сталина, что искусство должно духовная жизнь в 30 е годы таблица «понятно народу». Видимо, поэтому наибольший расцвет творчества достиг песенный жанр. Звучит песня «Марш энтузиастов» слайды сопровождают текст первого куплета Вопрос: Чем объясняется популярность таких песен? Как вы думаете, создание такого рода произведений оправдано? Предполагаемый ответ: Мелодии были простые, легко запоминающиеся. Незамысловатые стихи песен прославляли Родину, труд, Сталина. Учитель: По замыслам идеологов сталинской эпохи, искусство, как средство пропаганды, должно было обеспечить программу социалистического строительства. В произведениях создавалась привлекательная картина всенародного энтузиазма и счастливой жизни строителей социализма. Это искусство во многом оказалось созвучно настроениям миллионов людей. Зримые перемены к лучшему особенно успехи индустриализации порождали подлинный энтузиазм, веру в светлое будущее. Правду о настоящей цене успехов, о колоссальных жертвах, об убогом быте, а то и голоде невозможно было донести до людей. Информация для размышления: подача информации сопровождается слайдами Мирового признания добилась советская физическая школа. Она была представлена именами Капицы, братьями Курчатовыми и др. Известен вклад советских ученых-химиков Лебедева и многих других. Вместе с тем, идеологический пресс пагубным образом отразился на состоянии ряда наук. Исторические фильмы исторические романы по сути являлись иллюстрацией сталинской концепции истории, что привело к появлению «белых пятен» искажению исторической действительности. В сфере литературы, писатели, чье творчество шло вразрез с официальной доктриной, просто запрещались. К их числу были отнесены Есенин, Ахматова, Цветаева, Булгаков, Зощенко, Платонов. Подверглись гонениям и были репрессированы В 1936 г в газете «Правда» была опубликована статья «Сумбур вместо музыки», где формалистами назывались режиссеры Довженко, подверглись критике художники Архитектуре был нанесен урон грандиозными разрушениями храма Христа Спасителя, Сухаревской башни, Красных и Триумфальных ворот, Чудова и Воскресенского монастыря в Кремле. При этом следует учесть и духовные потери от подобного рода деяний. Задание: Обратимся к «Рабочему листу ученика». Выполним четвертое типовое задание части С на установление различных и общих черт духовная жизнь в 30 е годы таблица развитии культуры см. В Сравните положение в советской системе образования и культуре в начале 1920-х гг. Задание: Определите по размещенным на доске и на стенах кабинета надписям иллюстрациям тот символ, который вы считаете символом эпохи и своего рода «Достоянием Советской республики». Ваш выбор не регламентируется положительным или отрицательным его содержанием. Подойдите к нему и аргументируйте свою точку зрения. ВДНХ, «Рабочий и колхозница», Московское метро, ГУЛАГ, храм Христа Спасителя после того, как ученики сделали собственный выбор — на заключительном слайде постепенно появляется портрет Сталина. Учитель предлагает духовная жизнь в 30 е годы таблица появление данного слайда Вопрос: Вернемся к началу урока. Стал ли вам более понятен смысл эпиграфа к теме? Какой главный вывод вы сделали для себя после работы над темой? Хотели бы вы жить в 30-е годы XX века в нашей чудесной стране? Если — «да», поднимите красный цвет листочка, «нет» - синий Домашнее задание: написать эссе. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок».


Коментарии:

    В чем состоит суть этого метода? Учитель: В действенности идеологических способов воздействия на сознание людей мы убедились сами в начале урока, когда слушали песню «Широка страна моя родная».





© 2003-2016 ekologhichnyi-intierier.ru